Политеизм
в Библии
Диалог
вместо пролога
-
Здравствуйте,
позвольте задать
Вам один вопрос, -
обращается ко мне
на улице некто,
нарочито скромно-неряшливо
одетый и
сосредоточенно
теребящий в руках
тоненький томик
Нового Завета. - Вы
читали Библию?
- Да, читал,
- отвечаю. - А Вы?
- Конечно, -
тихо, после
секундного
замешательства,
отвечает мой
случайный
собеседник.
- С какой
фразы она
начинается? -
спрашиваю я.
- "В
начале было Слово,
и Слово было у
Бога, и Слово было
Бог", - не
задумываясь,
чеканно отвечает
теист.
- Понятно, -
тихо бормочу себе
под нос. - А может
все-таки: "В
начале сотворил
Бог небо и землю..."?
- Да, так
Ветхий Завет
начинается, -
абсолютно не
смутившись
оправдывается
юноша.
- Я именно
так и спросил...
Спасибо за беседу,
коллега, но мне
пора. Да, и еще
одно - Новый Завет
начинается со
слов: "Родословие
Иисуса Христа,
Сына Давидова,
Сына Авраамова.
Авраам родил
Исаака, Исаак
родил Иакова,
Иаков родил Иуду и
братьев его..."
Всего доброго!
Поворачиваюсь
и медленно ухожу
прочь. За спиной
слышу тот же тихий
голос: "Здравствуйте,
позвольте задать
Вам один вопрос..."
Кто следующий?
Вы сочтете
это странным (или
может даже
кощунством), но
меня при чтении
Библии все время
не покидает
ощущение, что
христианство - не
монотеистическая
религия, как это
принято считать, а
политеистическая.
Приведенные мною
ниже цитаты об
этом косвенно
свидетельствуют.
И таких мест в
тексте Библии, где
тем или иным
образом речь идет
о существовании
нескольких богов,
- довольно много.
Так как мы
договорились не
быть голословными
в разговорах о
Писании, простите
мне обильное
цитирование
первоисточника с
некоторыми
необходимыми
комментариями.
Перейдем,
для разбега, в
начало книги, к
Бытию (3:5) "... но
знает Бог, что в
день, в который вы
вкусите их,
откроются глаза
ваши, и вы будете,
как боги, знающие
добро и зло."
Значит,
"боги"?
Использование
множественного
числа
применительно к
этому слову в
Библии именно и
кажется мне
странным. Хотя в
приведенной
цитате фраза
принадлежит змию,
но от этого ровно
ничего не
меняется. Змий,
вероятно, был
далеко не лапоть в
этих вопросах, по
крайней мере,
осведомлен
гораздо более
человеков.
Теперь
посмотрим, что же
говорит Сам Бог? В
Исходе (12:12) читаем:
"А Я в сию самую
ночь пройду по
земле Египетской
и поражу всякого
первенца в земле
Египетской, от
человека до скота,
и над всеми богами
Египетскими
произведу суд. Я
Господь." Оба-на!
Значит, Сам Бог
Израилев говорит
о существовании
иных богов -
например,
египетских? Пока
не комментируем,
движемся далее,
приняв во
внимание
указанные
свидетельства.
От Бытия,
естественно, идем
к следующему
документу - Исходу.
Что же значат
слова Моисея (Исх.15:11):
"Кто, как Ты,
Господи, между
богами? Кто, как Ты,
величествен
святостью,
досточтим хвалами,
Творец чудес?"
Похоже, Моисей
также знает и
нисколько не
озадачен тем, что
богов несколько. И
дабы возвеличить
восхвалить Бога,
говорит Ему о Его
превосходстве над
другими богами.
Если это
случайность, то
почему теми же
словами говорит
Иофор, тесть
Моисея, после
непродолжительной
беседы со своим
зятем? Исход (18:11):
"Ныне узнал я,
что Господь велик
паче всех богов, в
том самом, чем они
превозносились
над Израильтянами."
Каким же
образом
согласуются
политеистичные
взгляды
персонажей Библии
с заповедью всему
народу(Исх.20:3): "Да
не будет у тебя
других богов
перед лицем Моим"?
Эта заповедь
стоит первой в
ряду морально-этических
наставлений,
которые Бог дает
Израилю. Возможно,
ответ состоит в
хронологической
последовательности
приведенных выше
цитат - в главах 15
и 18 люди еще
ничего не
подозревают о
единственности
Бога, а узнают об
этом лишь в 20-й
главе?
Хорошо,
оставим
свидетельства
Божьего
избранника Моисея
и его тестя, и
пойдем дальше, по
хронологии -
посмотрим, были ли
рецидивы в
дальнейшем.
Вращаем
барабан...
Стрелка
остановилась на
Второзаконии (4:7):
"Ибо есть ли
какой великий
народ, к которому
боги его были бы
столь близки, как
близок к нам
Господь, Бог наш...".
Опять Моисей,
увещевая народ
исполнять
заповеди Божьи и
избегать
идолопоклонства,
говорит о
множественности
богов, о том, что у
каждого народа
есть свой бог и
Моисей это вполне
допускает. И это
после того, как
Бог дал заповедеи,
в которых Его
единственность,
как мы видели,
была лидирующей.
Безусловно, у
Моисея нет иного
бога, и он
поклоняется и
чтит только Бога
Израилева, но все
время косвенно
говорит о
существовании
иных, "чужих"
богов.
Следующий
ход. Стрелка - на
Книге судей (2:10-13):
"... и когда весь
народ оный отошел
к отцам своим, и
восстал после них
другой род,
который не знал
Господа и дел Его,
какие Он делал
Израилю, - 11. тогда
сыны Израилевы
стали делать злое
пред очами
Господа и стали
служить Ваалам; 12.
оставили Господа
Бога отцов своих,
Который вывел их
из земли
Египетской, и
обратились к
другим богам,
богам народов,
окружавших их, и
стали поклоняться
им, и раздражили
Господа; 13.
оставили Господа
и стали служить
Ваалу и Астартам."
Вот,
наконец, и первые
персонажи - Ваал (древний
общесемитский бог
плодородия, вод и
войны) и Астарта (финикийская
богиня плодородия,
материнства и
любви). Очень
интересное
словосочетание
"боги народов",
обратили внимание.
Авторы нашего
текста допускали
существование
отдельных,
самостоятельных
богов у каждого
народа. И что
характерно,
Господь сердится,
что люди ушли к
другим богам,
значит Он
формально
признает их
существование?
Ни здесь,
ни в приведенных
уже выше, ни в
следующих ниже
цитатах, как и
нигде в Библии,
Бог не осудит ни
словом, ни
действием
подобную
вольность в
высказываниях
представителей
Своего народа. Как
мне кажется, Он
должен был
осуждать не
только слова, но
даже и мысли о
наличии иных
богов. Но этого не
происходит. Он
довольствуется
исполнением
обрядов в Его
честь и
положенных
жертвоприношений.
Свидетель
может покинуть
зал...
"Заседание
продолжается,
господа присяжные
заседатели..."
Что там
дальше по
оглавлению? Руфь?
Отлично. Глава 1,
стих 15: "Ноеминь
сказала Руфи: вот,
невестка твоя
возвратилась к
народу своему и к
своим богам;
возвратись и ты
вслед за
невесткою твоею."
Даже обычная
женщина знает, что
богов есть
несколько, и
нормально
относится к
наличию у иных
народов своих
богов. Ох, уж эти
женщины... (После
данной цитаты
меня никто не
упрекнет, что я не
принял во
внимание точку
зрения слабой
половины
человечества).
Но не
теряем темп, идем
дальше.
Обратимся
теперь к 3-й Книге
Царств. Эпизод из
главы 9, стих 6,
опустим, а вот
главу 11 перечтем:
"1. И полюбил
царь Соломон
многих
чужестранных
женщин, кроме
дочери фараоновой,
Моавитянок,
Амонитянок,
Идумеянок,
Сидонянок,
Хетеянок, 2. из тех
народов, о которых
Господь сказал
сынам Израилевым:
"не входите к
ним, и они пусть не
входят к вам,
чтобы они не
склонили сердца
вашего к своим
богам"; к ним
прилепился
Соломон любовью. 3.
И было у него
семьсот жен и
триста наложниц; и
развратили жены
его сердце его. 4.
Во время старости
Соломона жены его
склонили сердце
его к иным богам, и
сердце его не было
вполне предано
Господу Богу
своему, как сердце
Давида, отца его. 5.
И стал Соломон
служить Астарте,
божеству
Сидонскому, и
Милхому, мерзости
Амонитской. 6. И
делал Соломон
неугодное пред
очами Господа и не
вполне последовал
Господу, как Давид,
отец его. 7. Тогда
построил Соломон
капище Хамосу,
мерзости
Моавитской, на
горе, которая пред
Иерусалимом, и
Молоху, мерзости
Амонитской. 8. Так
сделал он для всех
своих
чужестранных жен,
которые кадили и
приносили жертвы
своим богам. 9. И
разгневался
Господь на
Соломона за то,
что он уклонил
сердце свое от
Господа Бога
Израилева,
Который два раза
являлся ему 10. и
заповедал ему,
чтобы он не
следовал иным
богам; но он не
исполнил того, что
заповедал ему
Господь Бог."
И Соломон
туда же! Удивляет
та настойчивость,
с которой Бог
наставляет
Соломона на путь
истинный. Даже
дважды лично
являлся ему пред
ясные очи! (Вспомнилось
Исх.33:20 "человек
не может увидеть
Меня и остаться в
живых" и Быт.32:30
"...нарек Иаков
имя месту тому:
Пенуэл; ибо,
говорил он, я
видел Бога лицем к
лицу, и
сохранилась душа
моя" - но сейчас
не об этом). Но и
такие аргументы
не убедили
Соломона, он
спокоен, как будто
ему каждый день
являлись боги. Как
видим, тут речь
даже не идет об
исключительности
Иеговы. Увидев
Бога и выслушав
Его речи, Соломон
просто
проигнорировал
Его наставления.
Но цари -
народ
избалованный, а
что может убедить
простого
смертного? Ответ
находим в 4-й Книге
Царств (5:17): "И
сказал Неман: если
уже не так, то
пусть рабу твоему
дадут земли,
сколько снесут
два лошака, потому
что не будет
впредь раб твой
приносить
всесожжения и
жертвы другим
богам, кроме
Господа..."
Тут
комментариев не
будет.
С
Соломоном
разобрались,
призовем в
свидетели Давида.
1-я Паралипоменон (15:24-26):
"24. Возвещайте
язычникам славу
Его, всем народам
чудеса Его, 25. ибо
велик Господь и
достохвален,
страшен паче всех
богов. 26. Ибо все
боги народов
ничто, а Господь
небеса сотворил."
И Давид не
забыл про богов
народов вставить
свое словечко.
Хотя он должен был
знать, что Бог
один - ведь всех
человеков, Адама и
Еву, его прямых
предков, сотворил-то
единственный Бог,
кроме Которого
нет иных. Почему
его не смущает
существование
других? При этом
аргумент Давида -
"небеса
сотворил"
выглядит слегка
наивно, ибо Бог
все сущее
сотворил, но Давид
ограничивается
малым.
Сегодняшние
христиане в два
счета убедят
любого, что Бог
есть и расскажут о
Его свойствах,
заставив поверить
в Его
единственность. А
Давид почему-то
спасовал...
Теперь
обратимся к
последнему тексту
Ветхого Завета, к
Книге Пророка
Малахии, где
изложено "пророческое
слово Господа к
Израилю через
Малахию". В
тексте находим
такой вопрос (Мал.2:10):
"Не один ли у
всех нас Отец? Не
один ли Бог
сотворил нас?".
Но уже в
следующем стихе
Бог говорит через
Малахию: "Вероломно
поступает Иуда...
ибо унизил Иуда
святыню Господню,
которую любил, и
женился на дочери
чужого бога."
Как видим,
от начала до конца
- боги, боги, боги.
Чужие, иные,
другие. Меняются
свидетели,
меняются картины,
а дух политеизма
не покидает
страниц Писания.
В попытках
объяснить этот
казус, я пришел к
любопытным
выводам. Что
касается
приведенной
цитаты Малахии, то
объяснением можно
считать слова
Неемии (13:23): "...я
видел Иудеев,
которые взяли
себе жен из
Азотянок,
Аммонитянок и
Моавитянок". Я
не специалист в
данной области, но
если мне скажут,
что на
древнееврейском
языке
словосочетание,
переведенное на
русский как "чужой
бог", было
синонимом слов
инородец,
иноплеменец (чужого
рода, чужого
племени), как это
переведено,
например, в книге
Ездры (9:2, 10:2), то я
сочту это
объяснением.
Но данный
довод не применим
для иных
приведенных цитат.
Будем искать иной
аргумент.
Опять
обратимся за
помощью к Исходу (34:12-16).
На первый взгляд -
картина обычная.
Нет, на этот раз,
кажется, есть
разгадка - она в
следующем стихе (Исх.34:17):
"Не делай себе
богов литых".
Может быть
действительно,
дело не в богах
как богах. А что
если боги в нашем
контексте - это
просто
символические
скульптурные
изображения
всеразличных
языческих идолов,
почитавшихся
тогдашними
народами-племенами
как боги, да и
только.
Именно
подобных язычески-политеистических
взглядов
придерживалось
большинство
племен, живших в
соседстве с
евреями Ветхого
Завета. И это не
могло, как мне
кажется, не
наложить свой
отпечаток на их,
евреев, взгляды и
обычаи.
Подтверждений
тому в Библии -
более чем
достаточно. Целый
комплекс общих
морально-этических
правил мы можем
наблюдать во
взаимоотношениях
Рахили и Лавана.
В законах
Хаммурапи (царь
Вавилонии),
датированные
примерно тем же
периодом, есть
положения,
согласно которым
если замужняя
женщина не рожала
детей, она сама
выбирала мужу
рабыню, а детей,
рожденных от
этого союза,
воспитывала как
своих собственных.
При этом
наложница рожала
на коленях у
бездетной супруги
- это и был акт
формального
признания сына
рабыни законным
наследником рода.
Именно так
рожала Рахиль (Быт.30:3-6):
"3. Она сказала:
вот служанка моя
Валла; войди к ней;
пусть она родит на
колени мои, чтобы
и я имела детей от
нее. 4. И дала она
Валлу, служанку
свою, в жену ему; и
вошел к ней Иаков.
5. Валла служанка
Рахилина зачала и
родила Иакову
сына. 6. И сказала
Рахиль: судил мне
Бог, и услышал
голос мой, и дал
мне сына. Посему
нарекла ему имя:
Дан." Мы видим,
что Рахиль
называет этого
сына своим: "дал
мне сына".
Но я
заговорил о
Рахили несколько
по другому поводу.
Очень интересен
для нашей темы
следующий эпизод,
(Быт. 31:19): "И как
Лаван пошел
стричь скот свой,
то Рахиль
похитила идолов,
которые были у
отца ее." Чуть
далее, в разговоре
Лавана и Иакова,
звучит слово "боги"
при обозначении
идолов, которых
похитила Рахиль (Быт.31:30):
"Но пусть бы ты
ушел, потому что
ты нетерпеливо
захотел быть в
доме отца твоего:
зачем ты украл
богов моих?"
Это именно
те самые боги-идолы,
символизировавшие
охранявших род
домашних божков,
как те, о которых
мы читали в Исходе
(34:12-17)? По
тогдашним законам,
сын, обладавший
статуэткой
домашнего божка
получал основную
долю наследства.
Также согласно
закону Хаммурапи,
зять, обладающий
статуэткой тестя,
пользовался
правом на
наследство
наравне с
сыновьями. Таким
образом Рахиль,
украв статуэтку,
обеспечивала
своему мужу права
на наследство.
Но опять
данное объяснение
не можно
распространить на
остальные "политеистические"
фрагменты Ветхого
Завета. Найденное
объяснение
слишком локально.
А может
быть проблема из
разряда
сверхестественных:
Сам Господь Бог
специально внес
такую путаницу в
умы своего народа
и текст Ветхого
Завета, чтобы
такие, как я
задавали свои
наивные вопросы, а
церковники потом
занимались
объяснением
каждой фразы? Не
знаю.
Такая вот
получается
петрушка с Ветхим
Заветом. А что же в
Новом? Там-то,
наверняка от
политеизма нет и
следа! Открываем,
читаем...
И что же мы
видим в Новом
Завете? Та же
картина. Опять
обильное
использования
слова "бог"
во множественном
числе. Кроме того,
есть потрясающее
место в 1-м
Послании Павла
Коринфянам (8:5-6):
"... нет иного
Бога, кроме
Единого. 5. Ибо
хотя и есть так
называемые боги,
или на небе, или на
земле, так как
есть много богов и
господ много, - 6.
но у нас один Бог
Отец, и один
Господь Иисус
Христос, Которым
все, и мы Им."
Павел сам
говорит, что богов
много, но христиан
один бог, свой. Но
есть и другие, у
иных народов. И
для Павла это тоже
не есть проблема.
Хотя при
этом Павел-то
знает, что Бог
един от Сына Его,
Иисуса Христа.
Написано это и у
Марка (12:29): "...какая
первая из всех
заповедей? 29.
Иисус отвечал ему:
первая из всех
заповедей: слушай
Израиль! Господь
Бог наш есть
Господь единый;...",
и в Послании
Иакова (2:19): "Ты
веруешь, что Бог
един: хорошо
делаешь; и бесы
веруют, и трепещут."
Хорошо сказано в 1
Тим.2:5-6: "5. Ибо
един Бог, един и
посредник между
Богом и
человеками,
человек Христос
Иисус, 6. предавший
Себя для
искупления всех...".
И еще 1 Кор.8:4, и еще
много-много... Но
для Павла все
сказанное - не
аргумент. Хоть они
и "так
называемые", но
все-таки "есть
много богов"...
Что же
получается? Или
христианство -
религия все-таки
политеистическая,
хотя и не явно, или
просто все
перечисленное -
это лишь
рудиментарные
остатки языческих
истоков этой
религии? Может
быть, Библия,
которую на
протяжении
столетий миллионы
людей на планете
считали
богостоворенной,
все-таки творение
человека, и
восходит своими
корнями к древней
месопотамской
мифологической
традиции (ведь
первоначальной
родиной евреев
была Месопотамия -
Быт.2:14-14),
шумерским мифам и
легендам (ведь
семья Авраама
жила в Уре,
древней столице
шумеров - Быт.11:31),
обычаям и обрядам,
возникшим на
протяжении
тысячелетий на
берегах Тигра и
Евфрата?
Как я
склонен считать,
монотеистическая
идея от Авраама,
которой в более
поздние времена
неоднократно, как
мы убедились выше,
изменяли евреи,
обращаясь к
культу иных богов
(за что на них
страстно
обрушивались
пророки), скорее
всего не
монотеистична, а
генотеистична. Т.е.
основная идея в
том, что, хотя и
существуют многие
боги, поклоняться
следует только
одному из них -
покровителю
племени. Это мы
видели на примере
Рахили и
статуэток ее отца.
Тем паче, что в
этом фрагменте
видно, что кроме
законов, данных
Богом, у еврейских
родов сильно было
влияние иных,
созданные людьми,
законов. То же,
вероятно, можно
сказать и о
культуре, а значит,
и о
политеистичном
религиозном
окружении рода
Адамова.
Окончательно
монотеизм
укрепился только
в Новом Завете,
хотя от этого
вопрос о
персональном
составе "божественного
корпуса", как
мне кажется, не
решается. Если
Иисус пришел "не
нарушить, но
исполнить", то
это относится
только к
заповедям, а на
историю рода
Иисуса не
распространяется.
И Павел нам это
доказал.
Еще раз
хочу оговориться,
что я не
профессионал в
вопросах древней
истории и
этнографии, я не
знаю Библию так же
хорошо, как ее
знают многие, но
тот интерес,
который я
испытываю к
данному кругу
проблем,
вынуждает к
расширению
познаний и обмену
мыслями и
мнениями.
Так все-таки,
сколько богов
было в верованиях
евреев Ветхого
Завета? Сколько их
стало у христиан
Нового Завета?
Сколько их сейчас?
Сколько их будет в
будущем?
Итак,
господа, вопрос
задан.
|